Башня Кэмпбелла @ 26 Jun 2021
На фото — один из первых домиков для летучих мышей — если так можно назвать эту огромную девятиметровую башню, — построенный в Техасе еще в начале XX века. Сооружение получило название «башня Кэмпбелла», по имени его создателя, Чарльза Кэмпбелла (вы видите его стоящим на одной из опор башни). Но, в отличие от современных домиков, этот муниципальный насест строился не для изучения или сохранения популяции летучих мышей, а преследовал две совершенно конкретных цели. От так и назывался — Malaria-Eradicating, Guano-Producing Bat Roost («насест для летучих мышей для искоренения малярии и производства гуано»).
Чарльз Огастас Розенхаймер Кэмпбелл был врачом-инфекционистом. В начале XX века в Техасе, где он жил и работал, свирепствовала малярия: люди умирали от укусов малярийных комаров. Кэмпбелл загорелся идеей построить дом для летучих мышей, чтобы помочь людям. С помощью летучих мышей хотел победить малярию, которую распространяли комары. Насекомоядные летучие мыши могут съедать до 600 насекомых в час — именно поэтому они могли стать, по мнению Кэмпбелла, отличным средством для борьбы с малярией.
Доктор Кэмпбелл уподобил летучих мышей пчелам и решил построить для них большой «улей». В 1907 году он потратил 500 долларов (эта сумма примерно равна нынешним 12 500 долларам) на строительство девятиметрового домика недалеко от города Сан-Антонио, где он жил, и называл его «Мой памятник» (“My monument”). Внутри он разместил наклонные полки и тряпочки с пометом летучих мышей, надеясь привлечь маленьких жильцов знакомым запахом.
Домик пустовал, и в 1910 году Кэмпбелл снова потратился, чтобы усовершенствовать жилище, а затем в отчаянии поймал и разместил в домике 500 летучих мышей в надежде, что постояльцам понравится убежище. Но и это не сработало. Через шесть лет домик заселили сотни воробьев, доктор расстроился и продал разобранное строение за 45 долларов. Кэмпбелл был так подавлен, что даже на время оставил семью, уехав в Западный Техас для изучения пещер, где летучие мыши жили в естественных условиях.
Вернувшись, воодушевленный доктор вновь взялся за свой проект, выбрав новое место возле озера Митчелл (Mitchell's Lake) в десяти милях от Сан-Антонио. Это было идеальное место для размножения комаров. Их там обитало так много, что фермеры даже иногда бросали свои посевы, коровы давали мало молока, куры не откладывали яиц.
Весной 1911 года Кэмпбелл построил новую башню и заодно обследовал семьи местных жителей: из 87 человек 78 были заражены малярией. Несколько месяцев доктор не трогал домик и 4 июля он наконец решил проверить свое детище. В 19:20 он наблюдал за колонией летучих мышей, которая покидала его башню целых пять минут!
Кэмпбелл был так рад удачному эксперименту, что его посетила еще одна гениальная идея — с помощью громких и неприятных звуков для летучих мышей (а именно — какофонии различных музыкальных инструментов) он стал выгонять колонии рукокрылых из соседних заброшенных строений, чтобы окончательно победить малярию там, где построил башню. Если первый раз он наблюдал за вылетом колонии из домика пять минут, то после его «концертов» возле других убежищ летучих мышей и их переселения в его домик колония покидала свой насест уже более двух часов!
За четыре года заболеваемость малярией рядом с озером Митчелл снизилась с 89% до 0%, коровы стали давать молоко, а фермеры спокойно работали на полях. Люди больше не болели. Благодаря Кэмпбеллу летучих мышей даже запретили убивать, введя за это штраф от 5 до 200 долларов. Вскоре башня стала местной достопримечательностью и рядом с ней установили скамейки для наблюдения за вечерним вылетом 250 тысяч летучих мышей.
Всего было построено 16 башен, в них обитали два вида летучих мышей — пещерные ночницы (Myotis velifer) и бразильский складчатогуб (Tadarida brasiliensis). Летучие мыши из домика на озере Митчелл не только боролись с малярийными комарами, но и приносили дополнительную пользу в виде более чем двух тонн удобрения ежегодно.
В 1919 году доктор Кэмпбелл был номинирован на Нобелевскую премию в области медицины, а в 1925 году написал книгу «Летучие мыши, комары и доллары» (Bats, Mosquitoes and Dollars), которая вышла с предисловием известного канадского писателя и художника-анималиста Э. Сетон-Томпсона. Две большие главы этой книги были посвящены оспе, которой болело тогда беднейшее население Мексики и Техаса, и постельным клопам (Part III: Bedbugs and Smallpox) как причине передачи этой болезни (через фомиты, в роли которых выступала постель больного), а также стрекозам как лучшим друзьям человека (Part II: Observations on Dragon Flies Man's Best Friends In The Insect World), поскольку стрекозы, как и летучие мыши, истребляют комаров.
К сожалению, башни, построенные самим Кэмпбеллом, не сохранились. В 1950-е годы Техас охватила эпидемия бешенства, и летучих мышей, как переносчиков этой болезни, исключили из списка охраняемых видов. Из 16 домиков осталось всего три — два на частных территориях в Техасе и один во Флориде, в котором летучие мыши никогда не жили.
Но дело Кэмпбелла не забыто. Сегодня во многих городах и странах люди строят и вешают компактные домики для летучих мышей, заботясь о своих маленьких рукокрылых соседях.
News powered by CuteNews - http://cutephp.com